Надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних
В рамках надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних в связи с поступившим обращением в интересах малолетнего мальчика, 2008 г.р., оставшегося без попечения родителей, межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу нарушения федерального законодательства со стороны органов опеки и попечительства ОСЗН района Лианозово г.Москвы.
Установлено, что предполагаемый опекун после смерти отца мальчика по вопросу назначения опеки над малолетним неоднократно с марта 2015 года обращался в органы опеки, попечительства и патронажа ОСЗН района Лианозово г.Москвы. Однако в ответ специалисты ОСЗН района Лианозово г.Москвы предложили лишь усилить работу по розыску матери мальчика, которая около 7 лет не принимала участия в его воспитании, а также представить документы, подтверждающие оставление ребенка без попечения.
Добавлено: 18.12.2015
Об итогах проверки ГБУ СОШ №180
В рамках надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних межрайонной прокуратурой по обращению законного представителя в интересах несовершеннолетней дочери проведена проверка соблюдения федерального законодательства Государственным бюджетным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой города Москвы № 180 по адресу: г. Москва, ул.Коненкова, д. 8А (далее – ГБОУ СОШ № 180) по факту незаконного отстранения от посещения образовательного учреждения воспитанника дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 180 на основании приказа, изданного в январе 2015 года директором Абрамовым Н.Н.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
На основании ст. 7 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные организации только в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.
Учитывая принцип добровольности получения противотуберкулезной помощи, при отсутствии контакта с туберкулезным больным, родители (иные законные представители) ребенка вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что не должно повлечь ограничение его права на посещение образовательной организации.
В ходе проверки установлено, что приказ о временном отстранении от посещения образовательного учреждения воспитанника дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 180, изданный директором вышеуказанной образовательной организации, противоречит требованиям действующего законодательства. Выявленный факт свидетельствует об ограничении конституционного права несовершеннолетней на образование.
Какие-либо эпидемиологические показания, иные данные, свидетельствующие о том, что у несовершеннолетней имеется вышеуказанное заболевание, отсутствуют.
Учитывая изложенное, а также факт обращения в прокуратуру законного представителя за защитой прав несовершеннолетнего ребенка, в интересах несовершеннолетней на основании ст. 45 ГПК РФ Бутырской межрайонной прокуратурой г.Москвы в Бутырский районный суд г.Москвы направлено исковое заявление о признании приказа «О временном отстранении от посещения образовательного учреждения воспитанника дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 180» незаконным и обязании ГБОУ СОШ № 180 отменить данный локальный акт.
По результатам рассмотрения указанного искового заявления решением Бутырского районного суда требования прокурора удовлетворены, приказ «О временном отстранении от посещения образовательного учреждения воспитанника дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 180» признан незаконным и отменен.
Добавлено: 18.12.2015
Об итогах проверки ГБОУ СОШ №606
В рамках надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании при разработке и утверждении Положений о родительской плате за содержание ребенка в ГБОУ СОШ № 606 и в дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 254 (далее – Положения).
Положения содержат ссылки в качестве правовой основы на постановление Правительства Москвы от 27.07.2010 N 590-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».
Основанием для принесения протестов послужили нарушения требований постановления Правительства Москвы от 27.07.2010 N 590-ПП, допущенные сотрудниками ГБОУ СОШ № 606 и ГБОУ СОШ № 254 при разработке Положений.
Согласно пункту 1.4 постановления Правительства Москвы от 27.07.2010 № 590-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» компенсация, выплачиваемая родителям (законным представителям) детей, посещающих государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется в следующем размере: 20 процентов размера внесенной ими платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении — на первого ребенка; 50 процентов размера внесенной платы — на второго ребенка; 70 процентов размера внесенной платы — на третьего и последующих детей.
Пунктом 2.1. названного постановления установлен исчерпывающий перечень документации, необходимой для представления в образовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в целях получения компенсации представляется заявление одного из родителей (законных представителей); документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя), и его копия; свидетельства о рождении детей, входящих в состав семьи, и их копии; номер счета и реквизиты кредитной организации, на которые можно осуществить перечисление компенсации в рублевом эквиваленте.
Вместе с тем, п. 5.4 Положения о родительской плате за содержание ребенка в дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 254 не предусматривает возможность предоставления компенсации за содержание третьего и последующих детей в размере 70 процентов.
Раздел 7 Положения о родительской плате за содержание ребенка в ГБОУ СОШ № 606 устанавливает необходимость дополнительного представления копии первого листа сберегательной книжки.
Таким образом, Положения о родительской плате за содержание ребенка в ГБОУ СОШ № 606 и в дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 254 не соответствуют требованиям закона.
По результатам проведенной проверки данные Положения опротестованы. Требования межрайонного прокурора удовлетворены, Положения о родительской плате за содержание ребенка приведены в соответствие с действующим законодательством.
Добавлено: 18.12.2015
Об итогах проверки соблюдения законодательства НП ДВОК «Пенаты»
В рамках надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства Некоммерческим партнерством Детским воспитательно-образовательным комплексом «Пенаты», расположенным по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 12 (далее – НП ДВОК «Пенаты») (ОГРН 1037739503207).
В ходе проверки установлено, что на территории, поднадзорной межрайонной прокуратуре, на учете с различными дефектами зрения состоят 1415 несовершеннолетних граждан (Алтуфьевский район – 143, район Бибирево – 473, район Лианозово – 231, район Отрадное – 533, район Северный – 35), из них детей-инвалидов по зрению – 69 (Алтуфьевский район – 7, район Бибирево – 22, район Лианозово – 8, район Отрадное – 27, район Северный – 5).
При этом, администрацией НП ДВОК «Пенаты» требования действующего законодательства, регламентирующего вопросы защиты прав детей-инвалидов, должным образом не исполняются.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
Кроме того, ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации. Так, ГОСТ предусматривает альтернативную версию для инвалидов по зрению. В случае, если веб-сайт имеет значительное число элементов, доступ к которым затруднен для инвалидов по зрению, необходимо разработать альтернативную версию сайта, имеющего минимального число графических элементов. Для перехода на альтернативную версию сайта на главной странице следует разместить текстовую гиперссылку.
В нарушение вышеизложенных требований на официальном сайте НП ДВОК «Пенаты», размещенном по адресу penaty.ru, отсутствует гиперссылка для перехода на версию для слабовидящих. Таким образом, отсутствует возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронного ресурса. Следовательно, НП ДВОК «Пенаты» своими действиями затрудняет доступ инвалидам по зрению, в том числе детей-инвалидов, к информации, размещенной на веб-сайте организации, тем самым, нарушая закрепленное ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, право свободно искать, получать информацию любым законным способом.
В связи с выявленными нарушениями межрайонным прокурором в Бутырский районный суд г. Москвы направлено исковое заявление об обязании НП ДВОК «Пенаты» создать альтернативную версию официального веб-сайта, имеющую минимальное число графических элементов, а также разместить на главной странице текстовую гиперссылку для перехода на альтернативную версию веб-сайта.
По результатам рассмотрения данного искового заявления Бутырским районным судом г. Москвы требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Добавлено: 18.12.2015
О воинской обязанности и воинской службе
Основным актом, регулирующим порядок прохождения воинской службы является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон).
Согласно ст. 1 Закона воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со ст. 4 Закона руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Согласно ст. 8 Закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
проходящих военную службу;
отбывающих наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
За совершение администартивных правонарушений в области воинского учета установлена административная ответственность, предусмотренная ст.ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.
Ведение воинского учета определяется Положением о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
В соответствии с подп. «а», п. 32 раздела 3 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее — Положение) работники, осуществляющие воинский учет в организациях направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
Характерными нарушениями законодательства в организациях в части воинского учета является несообщение в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
Межрайонной прокуратурой на постоянной основе проводятся проверки соблюдения законодательства о воинской обязанности и воинской службе.
Проверки, как правило, проводятся в военном комиссариате, районных отделах ОМВД России, образовательных учреждениях и организациях различных форм собственности.
Так, за истекший период 2015 года межрайонной прокуратурой выявлено 23 нарушения закона, по результатам проверок внесено 14 представлений об устрани нарушений закона.
С коллективами организаций, в образовательных учреждениях проводятся лекции по исполнению обязанности по воинской обязанности, так за истекший период межрайонной прокуратурой прочитано 4 лекции.
Добавлено: 18.12.2015
Обвинительное заключение в отношении Сидорова В.В.
Бутырской межрайонной прокуратурой г.Москвы утверждено обвинительное заключение в отношении Сидорова В.В. (все фамилии изменены).
Данному факту предшествовали следующие события:
Добавлено: 31.08.2015