Мы в социальных сетях

vkcion okicon tgicon

Версия для слабовидящих

Надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних

В рамках надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних в связи с поступившим обращением в интересах малолетнего мальчика, 2008 г.р., оставшегося без попечения родителей, межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу нарушения федерального законодательства  со стороны органов опеки  и попечительства ОСЗН района Лианозово г.Москвы.

Установлено, что предполагаемый опекун после смерти отца мальчика    по вопросу назначения опеки над малолетним неоднократно с марта 2015 года обращался в органы опеки, попечительства и патронажа ОСЗН района Лианозово г.Москвы. Однако в ответ специалисты ОСЗН района Лианозово г.Москвы предложили лишь усилить работу по розыску матери мальчика, которая около 7 лет не принимала участия в его воспитании, а также представить документы, подтверждающие оставление ребенка без попечения.

Вместе с тем,  для выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, согласно Порядку проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 (далее — Порядок), достаточно проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего. Кроме того, при проведении обследования выявляются уровень обеспечения основных потребностей ребенка: состояние его здоровья, внешний вид, социальная адаптация, воспитание и образование, обеспечение безопасности, удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка, семейное окружение ребенка и т.п.

Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения физических лиц, содержащие сведения о детях, оставшихся без родительского попечения. Обследование проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения сведений  (п.п. 4, 5 Порядка).

Согласно ст. 35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в соответствующие организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 123 СК РФ).

В нарушение вышеизложенных требований специалистами ОСЗН района Лианозово г.Москвы лишь в августе 2015 года осуществлен выход для обследования условий жизни несовершеннолетнего, тогда как информация об оставлении малолетнего без попечения родителей поступила в отдел в устной форме в марте 2015 года.

Вопрос об установлении опеки над малолетним решен ОСЗН района Лианозово г.Москвы лишь в ходе проводимой проверки в сентябре 2015 года с последующим назначением временного опекуна, т.е. спустя 5 месяцев после получения сведений  о ребенке.

Таким образом, орган опеки и попечительства, являясь органом, уполномоченным в сфере выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, от выполнения своих прямых обязанностей самоустранился.

В связи с выявленными нарушениями законодательства об опеке и попечительстве Бутырской межрайонной прокуратурой г.Москвы в адрес начальника ОСЗН района Лианозово г.Москвы направлено представление об устранении нарушений закона, допущенных со стороны органов опеки, попечительства и патронажа ОСЗН района Лианозово г.Москвы.

По результатам рассмотрения данного представления в рамках проведенной Управлением социальной защиты населения СВАО г.Москвы служебной проверки за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей советнику по вопросам опеки, попечительства и патронажа ОСЗН района Лианозово г.Москвы объявлен выговор.